Вагонка – современный и универсальный материал, который можно использовать даже после демонтажа. Сухие демонтированные доски полезны в строительстве, создании уникальных интерьеров. Демонтаж вагонки не такое уж простое занятие. Оно требует внимательности и некоторых навыков. Статья расскажет, как снять старую вагонку без повреждений, как правильно удалить с нее лак и черноту.
Что собой представляет материал?
Вагонка – материал для отделки, выполненный в виде доски из хвойных пород древесины. Доска имеет определенные размеры, гладкую и ровную поверхность, аналогичный профиль. Одна сторона доски оснащена выпуклой поверхностью – шип, а другая – вогнутым пазом. Эти элементы создают крепкое соединение (шип-паз).
ВниманиеНазвание материала произошло от его первоначального использования. Досками обшивали только стены вагонов. Позже вагонку высшего сорта стали использовать для любой внутренней и внешней отделки домов.
Вагонка популярна во многих странах мира. Материалом обшивают потолки и стены, пол и двери. Люди отмечают, что свойства дерева сохраняются на протяжении всего периода использования. Устанавливать вагонку легко и просто (не потребуется обращаться к специалистам). Однако демонтировать ее намного сложнее. Но обо всем по порядку.
Когда стоит делать демонтаж?
Производители утверждают, что деревянная вагонка долговечна, устойчива к негативным воздействиям и механическим повреждениям. Но на практике можно увидеть не совсем радужную картинку: материал портится, изнашивается, поражается грибком и плесенью. Отделку на улице повреждают насекомые, неблагоприятные погодные условия.
Когда снимать обшивку – человек решает сам. Возможно старое покрытие перестало радовать, и наступила пора его обновить.
Как удалить старое покрытие без повреждений?
Снять старую вагонку без повреждений – сложный и трудоемкий процесс, требующий максимум времени, сил и терпения. Исходя из отзывов умелых людей, первыми двумя или тремя досками придется пожертвовать. Если не удастся выполнить аккуратный демонтаж, лучше заплатить специалистам (так можно сохранить нервы, время и отделку).
Разбирать вагонку следует в обратном порядке. Это позволит без труда разжать крепление шип-паз.
Инструкция следующая:
- шпателем аккуратно поддеть доску и отвести ее от стены,
- если мешает гвоздь, можно его вытащить следующим образом – необходимо отвести вагонку в месте крепления гвоздя, придержать его шпателем, пристукивая доску обратно, после чего его без проблем можно вытащить,
- демонтировать саму вагонку.
ВажноПосле окончания работ доски сложить в сухом, теплом помещении. Обычно вагонку складывают пачками по 10-20 штук, прочно связывают их жгутом. Это позволит избавиться от лишней влаги, избежать рассыхания материала.
Как аккуратно убрать лак?
Отделочный материал следует подготовить к повторному использованию. Перед человеком встает новая задача – удаление лака с поверхности.
Существует три вида обработки досок:
- Механическая. Здесь человеку придется срывать или стирать старый слой болгаркой со специальной насадкой, наждаком или шлифовальной машинкой. Плюсы – безопасность, нет выбросов токсинов или химикатов. Минусы – требуется очень много времени, летит пыль, быстрое загрязнение помещения.
- Термическая. Необходимо нагреть лаковый слой. Он легко отслоится. Плюсы – имеется возможность быстро обработать все доски. Минусы – дерево может обуглиться во время нагревания, а лак намертво прилипнуть.
- Химическая. Здесь использовать специальные жидкости (например ацетон), гели и порошки. Они с легкостью удаляют лак, но есть единственный минус – специфический запах (лучше проводить процедуру на открытом воздухе). Обработка происходит по следующему принципу:
- Обмокнуть кисточку в реагент, нанести на поверхность доски. Следить за тем, чтобы кисть дважды не проходила по одному месту.
- Накрыть пленкой пропитанные участки. Держать в таком виде несколько часов (время указано на упаковке).
- Снять лак шпателем, но с предельной осторожностью. Можно обработать доску наждачкой.
- Протереть материал тряпкой, смоченной в слабом растворе уксуса. Затем древесину вытереть насухо.
СоветСледует позаботиться о защите дыхательных путей и глаз. Использовать респираторы, маски, очки, перчатки. После окончания работ проветрить помещение.
Как избавиться от черноты?
Чернота на вагонке – это плесень. Избавиться от нее сложно, но возможно. Вот несколько способов.
- Растворы. Купить их можно в любом хозяйственном или строительном магазине. Лучшими средствами стали:
- Дали.
- Биотол-спрей.
- Альпа.
- Стоп-Плесень.
Чтобы нанести вещество, следует протереть доску чистой водой. Дождаться полного высыхания, а затем покрыть вагонку выбранным составом. Применять строго по инструкции.
- Отбеливатель с содержанием хлора. Это всем хорошо знакомая Белизна. Вещество развести в воде, соблюдая пропорции 1:1. Нанести на древесину малярной кистью, смыть чистой водой, просушить. Но у такого рецепта есть минус – Белизна подходит для профилактики или первоначальной обработки перед использованием химикатов. Сам грибок она не уничтожит.
- Народные рецепты. Самыми популярными считаются:
- Медный купорос. На древесину нанести 1% раствор. После обработки необходимо просушить вагонку в течение 30 дней.
- Прополис и растительное масло. Смешать 1 ч. л. прополиса с 3 ст. л. масла. Покрыть составом поверхность. После процедуры нельзя оставлять вагонку под солнцем.
- Разогретый битум. По мнению людей, этот способ относится к самым эффективным. Однако битум повышает горючесть древесного материала. Следует взвесить все за и против.
- Борная кислота и поваренная соль. Развести в 1 л воды 1 кг соли и 50 г кислоты. Пораженные участки щедро обработать несколько раз. Делать перерывы в 2 часа перед покрытием нового слоя.
ВниманиеЛюбой рецепт поможет избавиться от плесени и грибка. Но все таки следует своевременно покрывать вагонку защитными препаратами. Так можно продлить ей срок службы, сохранить привлекательность.
Снять старую вагонку не сложно, если учесть все рекомендации и советы. Если нет желания портить доски или тратить время на демонтаж, то лучше вызвать специалистов. Не забывать про средства индивидуальной защиты во время удаления лака и черноты. Только кропотливый труд поможет использовать вагонку второй раз.