Сегодня мы поднимем тему о свежем воздуха — зачем он нужен и в каком объеме он требуется нашему организму, а также расскажем, как обеспечить постоянную циркуляцию свежего воздуха в помещениях. Проблема состоит в том, что большинство школ не оборудовано необходимыми системами для принудительной вентиляции и кондиционирования. Вывод: каждый ребенок и учитель, находясь в таких помещениях, причиняет вред своему здоровью. Возможно, ваш ребенок неоднократно жаловался на то, что в классе душно и проветривание школьного кабинета существенно не решает проблему нехватки свежего воздуха. Или, быть может, вы учитель, который всеми силами стремиться активизировать учебный процесс. В любом случае все мы знаем, что воздух с достаточным содержанием кислорода необходим не только для поддержания общего иммунитета человека (особенно ребенка), но и для нормальной активности мозга. Последнее очень важно для школьников и людей, усердно грызущих гранит науки. Воспринимать информацию, запоминать ее и что не менее важно воссоздавать — на скорость этих процессов также влияет воздух, которым мы дышим. Поэтому в этой статье мы расскажем, как решить проблемы плохой вентиляции и тем самым помочь ребенку лучше учиться. Психологический комфорт школьника на уроке во многом зависит от нормального воздухообмена. Сегодня естественной вентиляции не совсем достаточно. Обеспечить нормальный воздухообмен можно с помощью приточно-вытяжных систем или бытовых рекуператоров. В летний период это еще и система охлаждения воздуха. Последнее просто незаменимо в конце весны и начале осени школьном периоде, когда от ученика требуется максимальная концентрация внимания на уроках и при написании контрольных работ, при сдаче экзаменов и подготовке к ВНО.
Факторы, которые влияют на результативность учебного процесса
Неоспоримым фактом является то, что при достаточном количестве кислорода в организме человек меньше болеет, лучше концентрируется, и в разы быстрее запоминает новую информацию. А при недостатке кислорода наоборот появляется сонливость и трудности при засыпании, беспричинная вялость, подавленность и раздражительность. Так, как ребенок 60-80% своего времени в будни проводит в школе, поэтому важно создать там максимально комфортные для него условия, в первую очередь поспособствовать обеспечению поступления к его организму необходимого количества кислорода свежего воздуха.
Вы, наверное, сами не раз замечали, что на одном уроке ребенок легче воспринимает информацию, а на каком-то с трудом. И это зависит не только от доступности изложения тем по учебной программе учителем. Во многом от процентного насыщения воздуха в классе кислородом. Иными словами — воздуха с минимальной концентрацией углекислого газа и максимальным содержанием кислорода, а также приемлемой температурой в помещении.
Увы, не на пользу здоровья ребенка влияют следующие факторы:
- старые здания,
- наличие пластиковых окон,
- устаревшая система вентиляции, а то и вовсе ее фактическое отсутствие в школьных кабинетах физики/химии/биологии,
- некачественные строительные материалы, используемые для отделки помещения,
- недостаточно качественная уборка учебного класса.
Это создает дополнительную нагрузку на иммунитет школьника.
Качество воздуха и уязвимость детского организма
Большое количество людей в учебном классе вызывает высокую концентрацию молекул углекислого газа в воздухе, а также обеспечивает присутствие различных микроорганизмов, которые являются результатом биологической деятельности человеческих организмов. Детский организм во время умственной работы выделяет такое количество литров углекислого газа, которое равно возрасту ребенка. Соответственно, имея в наличии данные о количестве учеников в классе и возрасте, можно рассчитать, сколько углекислого газа выделяют все вместе. Концентрация углекислого газа не должна превышать значения 0,1%. Неудовлетворительное качество воздуха негативно влияет на детский организм. В первую очередь, снижается дыхательная функция у детей. Именно из-за этого могут развиваться аллергические реакции, астма и другие заболевание дыхательных путей, дети чаще страдают из-за простуд. Также качество воздуха непосредственно сказывается на способности воспринимать информацию, запоминать ее и выполнять умственные или физические упражнения. Дети посещают школу для того, чтобы учиться и развиваться, а для этого им нужен хороший микроклимат в помещении.
Воздухообмен в школьных кабинетах
Дети младшего и среднего школьного возраста отличаются высоким уровнем активности. Им хочется бегать, прыгать и играть в активные игры. В теплое время года с этим проще школьники проводят переменки на свежем воздухе. Проблемы начинаются с наступлением холодов.
Только почему-то мы, взрослые, привыкли списывать сонливость ребенка и снижение его трудоспособности на погоду и время года. На самом деле около 90% проблем в том, что ребенок стал меньше проводить времени на свежем воздухе. Соответственно, количество кислорода, которое поступает в организм ребенка, уменьшилось. Вот почем так важно обеспечить хороший воздухообмен в школе.
ФАКТ:
Доказано, что уже 0.1 % (1000 ppm) углекислого газа токсичен для человека и вызывает переутомление и головные боли. При повышении концентрации до 0.2% снижается работоспособность, появляется хроническая усталость и сонливость.
Нормы воздухообмена в школьном кабинете
Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе обычно не превышают 4,56 куб. м. Но следует учитывать, что концентрация углекислого газа не должна превышать 0,1 % на протяжении всего урока. Поэтому ребенку 10-12 лет требуется около 16 м3 воздуха.Чем старше ребенок, тем это число больше. Например, школьнику 14-16 лет требуется около 26 м3.
При расчетах воздухообмена нужно учитывать количество людей в помещении и уровень их физической активности. Определяется воздухообмен по следующей формуле:
L = L1 * NL (м3/ч),
где L1 норма воздуха на одного человека, м3/ч*чел,
NL количество людей в помещении.
Итак, как определить воздухообмен для 5-го класса, в котором учится 20 человек?
L для учеников = 16 * 20 = 320 м3/ч
Но это неообходимо только для школьников, а ведь на уроке еще присутствует учитель.
Для взрослого человека нормы воздуха другие:
20-25 м3/ч на одного человека при минимальной физической активности
45 м3/ч на одного человека при легкой физической работе
60 м3/ч на одного человека при тяжелой физической работе
Поэтому воздухообмен для 5-тиклассников и одного преподавателя будет равен L = L для учеников + L1 (учителя)= 320 + 25 = 345 м3/ч.
Что делать родителям?
Для начала стоит оценить, насколько вредным для детского организма является школьный воздух. Если ребенок стал чаще покашливать, чихать, а также появились другие тревожные симптомы, которые пропадают во время каникул или на выходных, родителям стоит бить тревогу. Если вентиляция в школе не справляется с обеспечением качественного воздухообмена в помещениях, родители должны принимать меры. Родительский комитет может совместно с директором инициировать реорганизацию системы вентиляции.
Бюджетный вариант вентиляции в школе
Обычно в школьных кабинетах используют вентиляцию комбинированного типа. Так, приток воздуха происходит благодаря системе принудительной вентиляции, а вытяжка естественным путем. Но так как обычное проветривание школьных кабинетов не спасает ситуацию, нужно запускать воздухообмен. Сделать это можно не прибегая к установке дорогих вентиляционных систем. Есть бюджетный вариант установка бытовых рекуператоров в школьных кабинетах. В идеале вам понадобится 2 рекуператора на один школьный кабинет. Такие вентиляционные установки отличаются компактностью, и практически бесшумны, что не отвлекает школьников от учебного процесса. К тому же сегодня производители предлагают различные модели, представленные в разных ценовых категориях. Одним из таких брендов является Прана. Больше о преимуществах рекуператоров Прана можете прочитать в этой статье. Также можно использовать для вентиляции воздуха приточно-вытяжную установку. Специалисты нашей компании рекомендуют обратить внимание на линейку такого оборудования бренда MITSUBISHI.
Прана 150 Прана 200С
MITSUBISHI ELECTRIC LOSSNAY VL-100EU5-E ВЕНТС ТВИНФРЕШ ИЗИ РЛ7-50-17
Более высокую производительность свежего воздуха обеспечивают моноблочные системы вентиляции. Поэтому нельзя игнорировать решения на их базе.Среди их преимуществ, которые можно отметить при монтаже конструкции, возможность выбрать тип моноблочной системы вентиляции — настенный, напольный или же отдать предпочтение более универсальной модели для монтажа — напольно-потолочной. Настенные моноблочные системы вентиляции
VENTS MIKRA 60 A3 VENTS MIKRA 150Е BLAUBERG FRESHBOX 100 Напольные моноблочные системы вентиляции DANTHERM HCV 3 SALDA RIRS 1200 VE EKO FRAPOL (ONYX) DREAM 400 Напольно-потолочные моноблочные системы Мы хотим проконсультировать Вас + 38 SYSTEMAIR VX 400 EV R HEAT REC.UNIT
Если же родители не могут или не имеют возможности установить бытовой рекуператор, то попросите учителя как можно чаще проветривать школьный кабинет и по возможности на переменках организовывать игры на свежем воздухе (касается начальных классов). В этом случае также позаботьтесь, чтобы у растущего организма был достаточный минерало-витаминный запас. Ведь известно, что минералы и витамины также участвуют в общем противостоянии организма различным бактериям и вирусам, которые в предостаточном количестве есть в воздухе. Особенно, если в помещении много детей и оно редко проветривается.
Итоги
Дети должны получать знания без вреда для своего здоровья это то, чего хочет каждый родитель и ответственный педагог. Ведь сегодня куда актуальней становится вопрос создания комфорта для обучения в безопасных для здоровья и жизни условиях. Помните, что не каждая вентиляционная система является безвредной для здоровья, находящихся в помещении людей. Ведь дело не в ее наличии, а в качестве и соблюдении всех норм установки. Если вы ищете бюджетные варианты, то рекомендуем обратить внимание на бытовые рекуператоры. С наиболее популярными моделями рекуператоров, которые также можно использовать и для жилых помещений, можно прочесть в статье ‘Рекуператоры для квартир, комнат и частных домов’.
Специалисты VENTBAZAR всегда подбирают максимально подходящие для вашего помещения варианты систем вентиляции, и соблюдают все нормы при ее монтаже. Помните, что создание идеального микроклимата с хорошим воздухообменом достаточно сложный процесс, доверить который можно только проверенным годами и долговечностью реализованных проектов профессионалам!