Схема реверса электродвигателя очень часто применяется для того, чтобы изменить направление движения его вала. Причем, это направление должно изменяться быстро и оперативно. Такая схема получила широкое применение при использовании трехфазных двигателей для открывания гаражных ворот, в кран-балках, погрузчиках, насосах и многих других устройствах.
Принцип работы реверса
Основной принцип реверсирования трехфазного электродвигателя заключается в изменении расположения фаз, питающего его напряжения. Например, если условное подключение фаз для вращения вала по часовой стрелке обозначить, как L1,L2 иL3, то при вращении в противоположную сторону, фазы будут располагаться в последовательности L3,L2 иL1.
В качестве основной особенности реверсивного подключения, следует отметить, что в состав схемы включены два магнитных пускателя. Основные силовые контакты пускателей соединяются между собой. Установленные в них катушки оказывают прямое влияние на расположение фаз напряжения, поступающего на двигатель. Когда срабатывает катушка одного пускателя, то и фазы располагаются в определенном направлении. При срабатывании катушки другого пускателя, расположение фаз изменяется на противоположное.
Это стандартная схема реверса электродвигателя, в том числе и подключения магнитных пускателей. В цепи каждой катушки выполнено последовательное включение нормально закрытых блок-контактов. Таким образом, предотвращается возможное замыкание в том случае, когда по ошибке были одновременно нажаты обе кнопки пуска.
Остановка электродвигателя
Для того, чтобы остановить электродвигатель необходимо воспользоваться кнопкой Стоп. Рабочие контакты этой кнопки прерывают поступление питания на катушку первого пускателя. При отсутствии питания в катушке, происходит отключение электродвигателя от сети.
В общей схеме реверса трехфазного электродвигателя, силовой участок цепи нуждается в защите. Такая защита осуществляется с помощью коммутационного защитного автоматического вводного выключателя марки АП-50, номинальный ток которого составляет 4 ампера. В нормальном варианте подключения, выполняется защита системы управления. Для этого на фазы L2 иL3 устанавливаются автоматические выключатели или предохранители.
Для различных схем реверса электродвигателей выпускаются сборные магнитные пускатели, имеющие механическую блокировку против одновременного включения.