Большинство шуруповертов работает на автономных источниках питания, что дает возможность использовать их без стационарной электрической сети. Поэтому важнейшей деталью шуруповерта является аккумуляторная батарея, которая через определенное время выходит из строя и перестает выполнять свои функции. Стоимость такой батареи сравнима с ценой самого инструмента, в связи с чем многие хозяева предпочитают сделать ремонт своими руками аккумулятора шуруповерта. Для выполнения этой задачи требуется знание устройства и принципа работы источника питания.
Автономные источники питания для электроинструмента
В состав аккумуляторной батареи, применяемой в шуруповертах, входит несколько элементов. Их внешний вид напоминает обычные батарейки, с той лишь разницей, что они могут неоднократно заряжаться. Стоимость аккумуляторных батарей зависит от количества циклов зарядки.
В зависимости от материалов, все аккумуляторы разделяются на несколько типов:
- Никель-кадмиевые. Чаще всего используются в различных моделях шуруповертов, поскольку их стоимость сравнительно невысокая. Однако, в связи с низким отдаваемым напряжением, количество циклов зарядки-разрядки тоже невысокое. Напряжение одного элемента составляет примерно 1,2 В, то есть для получения рабочего напряжения 12 вольт в батарею должно входить не менее 12 составляющих. Они могут храниться незаряженными в течение длительного времени и не поддаются влиянию перепадов температур. Тем не менее, необходимость частой зарядки батареи из-за уровня саморазряда, приводит к ее преждевременному выходу из строя.
- Литий-ионные. Обладают лучшими характеристиками. Напряжение одной батарейки составляет 3,6 В при высокой емкости заряда, то есть для нормальной работы инструмента их требуется всего четыре единицы. За счет этого вес шуруповерта существенно облегчается. Высокая стоимость компенсируется множеством достоинств: большим количеством циклов заряда-разряда, отсутствием так называемой памяти уровня заряда, низким саморазрядом и т.д.
- Никель-металл-гидридные. Применяются реже всего, поскольку в них сосредоточены недостатки обеих предыдущих моделей. То есть, качество у них, как у никель-кадмиевых, а цена как у литий-ионных. При низких температурах вся батарея сразу же выходит из строя.
Неисправный аккумулятор возможно отремонтировать собственноручно. В таких случаях делается восстановление или полная замена батарейки. В некоторых случаях менять приходится все составляющие. Для быстрого восстановления работоспособности батареи в первую очередь нужно определить причину ее неисправности.
Как определить неисправность
Выйти из строя может один или сразу несколько элементов. Полностью неисправными они оказываются очень редко. Поэтому вероятность успешного выполнения ремонта достаточно высока. Для определения неисправной детали можно воспользоваться мультиметром и автомобильной лампочкой, мощность которой составляет примерно 20 ватт.
Вначале батарею от шуруповерта нужно зарядить в течение установленного времени, а затем в качестве нагрузки подключить к ней лампочку. В период ее свечения с помощью мультиметра выбираются элементы с наиболее низким напряжением. Как правило, именно они и являются причиной неисправности. Чтобы сделать более точный диагноз, они выпаиваются из батареи.
Все элементы спаяны между собой точечной сваркой соединительными пластинами. Они аккуратно отрываются бокорезами или с помощью другого аналогичного инструмента. После этого, на каждом из них мультиметром проверяется ток прямого замыкания, то есть щупами тестера замыкаются плюс и минус. Неисправный элемент будет выдавать значительно меньше тока.
В результате, из-за неисправности одного элемента, другие не смогут нормально заряжаться. Он создает своего рода сопротивление на пути тока и вся батарея не может зарядиться до нужного значения. Через определенное время постоянный низкий уровень заряда приведет к полному выходу ее из строя.
Ремонт зарядного устройства для шуруповерта
Выход из строя одного элемента происходит в основном из-за так называемого эффекта памяти. После каждой зарядки шуроповерта, емкость аккумулятора постепенно снижается и доходит до критической точки. Восстановление отдельно взятого аккумулятора позволит привести в рабочее состояние всю батарею.
Для восстановления аккумулятора можно воспользоваться разными способами, однако не все они дают положительный результат. Один из таких вариантов заключается в многократном цикле зарядок-разрядок. Отдельно взятый элемент полностью заряжается, а затем разряжается с помощью лампочки. Данная процедура повторяется до тех пор, пока емкость заряда, набираемая аккумулятором, не окажется достаточной для нормальной работы. Если восстановления не произошло, значит аккумулятор полностью вышел из строя и подлежит утилизации.
Иногда может помочь так называемая шоковая терапия. На элемент, признанный неисправным, вместо 1,2 В подаются полные 12 вольт. Риска никакого нет, поскольку аккумулятор и так должен был выбрасываться.
Некоторые мастера пытаются экспериментировать с никель-кадмиевыми элементами, укладывая их в морозильную камеру примерно на 1 час. Потом замороженный аккумулятор помещается в полиэтиленовый пакет и по нему нужно чем-либо постучать. В некоторых случаях батарейка на короткое время начинает работать. Если же неисправный аккумулятор восстановить не удалось, его необходимо заменить. Возможно использование исправных аккумуляторов из другой старой батареи.
Точечная сварка есть не в каждом доме, поэтому все соединения придется выполнять методом пайки. В качестве соединителей используются жестяные пластинки. По окончании работ места соединений протираются спиртом для удаления остатков флюса. Батарея собирается в корпус и ставится на зарядку. После того как она полностью зарядится, ее нужно так же полностью разрядить, чтобы выровнять элементы. Вновь заряженная батарея будет уже готова к использованию.