Одним из наиболее важных показателей, которые характеризуют работу электрических систем, считается реактивная мощность. Этот термин относится к симметричным цепям с установленным режимом работы переменного тока и напряжения, имеющим синусоидальный график. При таком графике, с помощью положительных полуволн, происходит передача мощности от источника к потребителю. Отрицательные полуволны, наоборот, возвращают энергию от потребителя к источнику.
Общий показатель полной мощности, характеризующий эти передачи, выступает в виде активной и реактивной составляющей. Основным действием, связанным с этими составляющими, является компенсация реактивной мощности в электрических сетях.
Понятие активной и реактивной мощности
Активная составляющая генерируется в связи с мощностью, потребляемой нагрузкой и совершением полезной работы. Она вырабатывается, благодаря затратам определенных объемов первичных энергоносителей на электростанциях.
Реактивная мощность образуется при наличии в системе элементов, способных к накоплению и отдаче электроэнергии. Прежде всего, это линии с высоким и сверхвысоким напряжением большой протяженности, а также отдельные виды кабельных линий, конденсаторов связи и шунтирующих конденсаторов с повышенной емкостью.
У некоторых потребителей нагрузки носят индуктивный характер. Это касается асинхронных двигателей, трансформаторов, печей индукционного нагрева и другого оборудования с массивной обмоткой. В таких системах, значение результирующей реактивной мощности равно нулю и затраты на ее производство тоже нулевые.
Существуют статические источники реактивной мощности, расположенные в узлах нагрузки. Они обеспечивают экономичный режим работы элементов энергосистемы и потребителей, улучшают качество электроэнергии, делают проектирование энергетических объектов более эффективным.
Как компенсируется реактивная мощность
При определенных условиях, требуется компенсация реактивной мощности в электрических сетях. Одним из вариантов этой процедуры, является использование синхронного компенсатора. Данное оборудование представлено синхронным двигателем, работающим на холостом ходу. Одновременно, применяются системы регулировок, влияющих на эффективность оборудования.
Кроме синхронного устройства, компенсация производится с помощью батарей конденсаторов. Этот вариант считается более простым и дешевым в эксплуатации. Если к этим батареям приложен переменный синусоидальный ток, то в таком случае, происходит выдача в сеть емкостного опережающего тока. Таким образом, линии электропередач разгружаются от транспортировки реактивной мощности.