Согласно данным РЖД ежемесячно в Москве услугами железнодорожного транспорта дальнего и пригородного сообщения каждого из 9 столичных вокзалов пользуются в среднем от 3 до 7 миллионов человек. Суммарная статистика пользования поездами в сотни раз больше, так как включает объемы перевозок всех городских и пригородных железнодорожных станций. Такие интенсивные ежедневные нагрузки естественным образом способствуют формированию неблагоприятной эпидемиологической ситуации в поездах и электричках.
Для того, чтобы не превращать пассажирские вагоны в передвижной источник болезнетворных бактерий, необходима регулярная дезинфекция железнодорожного транспорта. Этот процесс регулируют несколько документов, среди которых особо можно выделить СП 2.5. и СП 3.5. В СП 2.5. освещаются все аспекты содержания, устройства и работы объектов железнодорожного транспорта. СП 3.5. полностью посвящены вопросам дезинфекции любого транспорта в целом, в том числе и дезинфекции подвижного состава поездов.
Дезинфекция Ж/Д транспорта состоит из 4 этапов:
- Планирования очистных мероприятий.
- Предварительной оценки ситуации.
- Непосредственного проведения профилактической или целевой обработки.
- Контроля эффективности проведённых процедур.
Каждый этап имеет свой регламент, согласно которому должны осуществляться любые действия, включённые в него.
Дезинфекция вагонов
Обработка пассажирских вагонов – это масштабная процедура, так как весь поезд чаще всего необходимо обработать за один раз и к определённому моменту, то есть строго до его выхода на линию. Чтобы сделать этот процесс максимально быстрым и, при этом, эффективным и безопасным, были разработаны определённые правила, согласно которым осуществляется чистка. К ним относятся следующие:
- Дезинфекция вагонов проводится в депо на специально отведённом для этого оборудованном месте.
- Процедура должна осуществляться либо до выхода состава на линию, либо сразу по возвращению.
- Обрабатывать поезд могут либо штатные работники предприятия соответствующего профиля, либо приглашённые специалисты.
- После дезинфекции необходима мойка состава.
- Каждая мойка и дезинфекция должна быть зафиксирована в журнале учёта очистных процедур.
- Дезинфекция поездов может проводиться только с использованием сертифицированных средств IV класса (самого безопасного), использование веществ I, II, и III классов недопустимо.
- В момент проведения чистки на месте обработки не должно быть посторонних лиц.
- Мягкие кресла необходимо сначала пропылесосить и лишь затем дезинфицировать.
- В поездах дальнего следования одноразовые подголовники должны меняться после каждого рейса.
Досконально знать каким образом проводится обработка должен специалист, который её делает, и ответственное лицо предприятия, отвечающее за результат. Если вы хотите сами ознакомиться с полной информацией по данному вопросу – читайте первоисточники. В СП 3.5., в самом конце документа, вы также сможете найти перечень всех связанных с дезинфекцией вагонов законодательных актов. Это поможет наиболее полно сориентироваться в вопросе, хотя для предпринимателей и управляющих это вовсе не обязательно – такую работу лучше доверять специалистам.
Обработка пассажирских поездов
Из-за высокой интенсивности эксплуатации и большого потока людей дезинфекция пассажирских вагонов проводится каждый день, однако, в зависимости от длительности перевозок и класса обслуживания, в чистке поездов могут фигурировать и другие сроки обработки для определённых мест и предметов внутри поезда.
- Дезинфекция всего состава проводится раз в стуки.
- Мусорных контейнеров и туалетов – после каждого рейса ежедневно.
- Внеплановая дезинфекция по необходимости – по заявке начальника поезда.
- Белье, матрасы, подушки и одеяла дезинфицируются в специальных камерах минимум 4 раза в год. Их стирка и смена осуществляется гораздо чаще. Подробнее об этом можно прочесть в пункте 5.1.59 СП 2.5.
Обработка пассажирских поездов должна проводиться только специалистами. Уборку мусора может осуществлять клининговая компания или проводник, но любые масштабные процедуры с использованием сильнодействующих химических средств обязательно должны делать профессионалы. Это требование зафиксировано в законе, так как от качества чистки и мойки зависит здоровье и благополучие людей, которые будут пользоваться общественным транспортом после его выхода в рейс, а также самочувствие персонала, занятого на перевозках.
Санитарная обработка пассажирских вагонов
Обслуживать железнодорожную сеть могут либо штатные специалисты, либо эксперты приглашённой санитарной службы. Сертифицированная Роспотребнадзором СЭС «Дез Групп» оказывает транспортным железнодорожным компаниям следующие виды услуг:
- Предварительная оценка состояния вагонов.
- Взятие проб воздуха и загрязнений (при необходимости).
- Анализ проб в лаборатории и предоставление результатов.
- Непосредственно санитарная обработка пассажирских вагонов.
- Оценка результата процедуры с помощью специальных приборов.
- Заполнение журнала учёта дезинфекции.
- Оформление всех необходимых санитарных документов и актов.
- Консультирование по санитарным вопросам на всех этапах сотрудничества.
Вы можете заказать как отдельные услуги из этого перечня, так и комплексное обслуживание. Одним из самых удобных вариантов сотрудничества в данном случае является заключение договора на длительное обслуживание. Он оформляется сроком на 3, 6, 12 месяцев или иной оговоренный в индивидуальном порядке срок. В договор входит несколько процедур, которые СЭС обязуется провести в период действия соглашения. Выгода такого варианта сотрудничества заключается в том, что по договору каждая чистка обходится вам дешевле, чем при разовом заказе одной и той же процедуры. Все условия работы по срочному договору обсуждаются индивидуально, так как каждый заказ имеет свои особенности, которые можно выяснить только в ходе лично беседы.