Воздушный клапан для отопления: назначение, принцип действия и конструктивные особенности

Важнейшим элементом отопительной системы с жидкостным теплоносителем является воздухоотводчик или воздушный клапан.

Большую часть времени этот узел простаивает без дела, но стоит его демонтировать – и система очень быстро станет неработоспособной.

Как работает воздушный клапан для отопления, где он устанавливается и какую разновидность лучше использовать?

Выбираем правильное название: решение, которое оправдывает этот клапан

Для данного изделия в обиходе помимо «воздухоотводчика» и «воздушного клапана» применяется и такое название, как «автовоздушник».

Но правильный вариант, раскрывающий назначение устройства, звучит так: клапан для выведения газов из систем водоснабжения и отопления в автоматическом режиме.

Далее рассмотрим основные функции и принцип работы данного прибора.

Время от времени в радиаторе отопления скапливается воздух, который не дает батареям прогреться. Чтобы стравить воздух, используется специальное устройство. Кран Маевского: принцип работы прибора, выбор и стоимость.

Устройство бойлера для нагрева воды и принцип работы рассмотрим тут.

Знаете ли вы, что на накопительном бойлере обязательно должен стоять предохранительный клапан? По этой ссылке https://4air.ru/otopitelnoe-oborudovanie/vodonagrevateli/predoxranitelnyj-klapan-dlya-bojlera.html вы узнаете, что это за прибор и какие функции он выполняет.

Основная задача

Главная задача клапана ясна из его полного названия: автоматический сброс воздуха и других газов из трубопроводов и сосудов, заполненных жидкой средой.

Как же эти самые газы туда попадают? Вот основные пути:

  1. Будучи растворенными в теплоносителе: это относится именно к воздуху. Обычная холодная вода содержит немалое количество этого газа в растворенном виде – примерно 30 г на 1 куб. м. Зачастую ее заливают в качестве теплоносителя без предварительной подготовки, вследствие чего весь растворенный воздух оказывается внутри системы. Известно, что с повышением нагрева растворимость газов в жидкостях снижается. В соответствии с этим законом воздух при нагреве воды начинает из нее выделяться.м Чтобы предотвратить подобное явление, воду перед заливкой нужно подвергнуть особой подготовительной процедуре – деаэрации. Она способствует значительному сокращению количества растворенного воздуха – до 1 г на 1 куб. м. Таким же образом нужно готовить воду, используемую для подпитки. Если же для этого применяется обычная водопроводная вода, что бывает довольно часто, в системе все равно понемногу будет накапливаться воздух.
  2. При быстром заполнении системы: опытные сантехники знают, что заполнять отопительный контур нужно постепенно, давая тем самым воздуху возможность выходить естественным образом. На заправку разветвленной системы в пределах одного этажа обычно уходит несколько часов, при этом заливать теплоноситель нужно снизу. Если же пренебречь этим правилом и залить теплоноситель быстрее положенного, изрядный объем воздуха останется внутри.
  3. Через стенки полимерных труб: некоторые марки полимерных труб, например, из сшитого полиэтилена, не имеют антидиффузионного покрытия. Вследствие этого их стенки пропускают воздух. Понятно, что он будет постепенно накапливаться, если такие трубы по ошибке применят в системе отопления.
  4. При выполнении ремонтных работ, особенно связанных с демонтажем оборудования.
  5. При разгерметизации системы.
  6. Вследствие коррозии.

В данном случае речь идет не о воздухе, а о водороде. Он освобождается из молекулы воды, когда имеющийся в ней кислород реагирует с железом (напомним, что коррозия представляет собой окисление железа и других металлов). Объемы выделения водорода весьма ощутимы: при ржавении 1 куб. см железа из воды образуется 1 л этого взрывоопасного газа.

Воздухоотводчик для системы отопления в разобранном виде

Особенно активно водород и кислород выделяются в алюминиевых радиаторах. Дело в том, что алюминий играет роль катализатора, способствующего разложению молекулы воды на газовые составляющие.

По этой причине возле воздухоотводчиков, установленных на таких приборах, запрещается курить и пользоваться открытым огнем. В биметаллических радиаторах это явление также наблюдается, хотя и в гораздо меньшей степени.

Почему нужно ставить автовоздушник?

Необходимость удаления воздуха и других газов из отопительной системы вызвана целым рядом причин:

  1. Газовая пробка может ослабить циркуляцию теплоносителя или даже полностью его блокировать. Понятно, что при таком положении дел батареи быстро остынут.
  2. Воздух хороший теплоизолятор, и если он скапливается в верхней части радиатора, та постепенно становится холодной. При этом теплоотдача прибора, естественно, снижается, а вместе с ней и температура в отапливаемом помещении.
  3. В завоздушенной системе теплоноситель перемещается с громким журчанием и хлюпаньем.
  4. Увеличивается нагрузка на крыльчатку и подшипник насоса, вследствие чего те быстрее изнашиваются.

Основной причиной коррозии металлов является именно контакт с воздухом. Причем воздух, растворенный в воде, превосходит по коррозионной активности атмосферный, поскольку содержит на 10% – 12% больше кислорода.

Принцип действия

Автоматический воздушный клапан для системы отопления имеет корпус цилиндрической или конусообразной формы, внутрь которого помещен поплавок.

Корпус снабжен резьбой для присоединения к элементам системы. Он может быть изготовлен из латуни, чугуна или пластика. Поплавок изготавливают из пластика.

При помощи тяги он связан с игольчатым затвором, перекрывающем сбросное отверстие.

Как работает воздушный клапан отопления:

  1. Скапливающийся в верхней части корпуса воздух постепенно вытесняет воду. При этом поплавок опускается.
  2. Двигаясь вниз, поплавок увлекает за собой прикрепленную к нему тягу и иглу затворного механизма. При этом через открывшееся отверстие сбрасывается воздух, выдавливаемый теплоносителем.
  3. После удаления воздуха теплоноситель снова заставляет поплавок подняться и перекрыть сбросное отверстие. До следующего цикла прибор переходит в режим ожидания.

Кроме основной функции воздушный клапан может выполнять еще одну: он пропускает внутрь воздух при дренировании системы, обеспечивая более быстрый слив теплоносителя.

Чтобы сбросное отверстие можно было быстро перекрыть в случае поломки воздухоотводчика, на нем устанавливают заглушку в виде колпачка. На заводе этот колпачок полностью завинчивают, предотвращая таким образом попадание грязи внутрь. После установки изделия колпачок нужно приоткрыть, провернув его против часовой стрелки несколько раз. Если этого не сделать, воздушный клапан работать не будет.

Некоторые модели автовоздушников поставляются с переходником, имеющим внутри подпружиненный клапан. Он автоматически закрывается, как только воздушник будет демонтирован.

Воздухоотводчик на радиаторе

Автоматические воздухоотводчики выпускаются в 3-х исполнениях:

  1. Трубные прямые: накручиваются на вертикальную трубу, торец которой смотрит вверх. Корпус у такого автовоздушника имеет вид прямой цилиндрической или конусной гильзы. Этот вариант применяют чаще всего.
  2. Трубные угловые: вертикальная часть прибора идентична только что описанному варианту, но внизу она делает поворот под углом в 90 градусов. Такое исполнение позволяет устанавливать воздухоотводчик на горизонтальной трубе, в чем иногда бывает необходимость (например, из-за недостатка места не удается установить вертикальный отрезок трубы для подключения прямого воздухоотводчика).
  3. Радиаторные: предназначены для установки на батареях отопления, для чего имеют соответствующую резьбу. Как было отмечено ранее, в автоматических воздухоотводчиках нуждаются именно алюминиевые и биметаллические радиаторы. На чугунных можно устанавливать ручные воздушные клапаны – так называемые краны Маевского. Сброс воздуха из таких батарей приходится осуществлять лишь изредка, чаще всего – при запуске системы после летнего простоя.

Поскольку воздух и другие газы намного легче воды, архимедова сила заставляет их устремляться вверх. Поэтому и воздухоотводчики нужно устанавливать в самой верхней точке обслуживаемого контура. В идеале воздухоотводчики должны стоять на каждом приборе, и на стальных радиаторах, в том числе. Также их в обязательном порядке ставят после котла, обычно в составе группы безопасности.

В этом месте клапан нужен для сброса воздуха при заполнении теплообменника котла.

Кроме того, если правильно спроектировать обвязку котла, при помощи воздухоотводчика его можно будет опорожнить отдельно от всей системы (клапан впустит воздух), а после починки – снова заполнить теплоносителем.

Нужно учитывать, что клапаны автоматического типа требовательны к качеству теплоносителя. Если тот содержит большое количество загрязнений, сбросное отверстие быстро забивается и игольчатый клапан уже не может плотно перекрывать его. Устройство приходится разбирать и чистить.

Для предотвращения аварии в отопительной системе используется предохранительный клапан в системе отопления. Принцип работы прибора и рекомендации по установке рассмотрим в статье.

Инструкцию по изготовлению обогревателя своими руками смотрите в этой теме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
4air.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: